Вязание крючком пинеток от аллы егоровой

Вязание крючком пинеток от аллы егоровой
Вязание крючком пинеток от аллы егоровой

Ну вот, пришло время разбираться и с женскими головными уборами. Часто их называют общим собирательным словом - «кокошник». Это всё равно, как если бы назвать христианство православием. Итак...

«Не рада баба повою, а рада покою»



Позже кичка стала самостоятельным головным убором.


В.Максимов «У амбара» 1874




В. Перов «Склоненная женская фигура»




В. Перов «Прием странника» 1874




Можно не подписывать :)




А.Г.Венецианов «Девушка на сеновале»




Эриксен Вигилиус «Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике»




А.А.Наумов «Чаепитие» 1897




Фёдор Григорьевич Солнцев




Фёдор Григорьевич Солнцев




Б.М.Кустодиев «Женщина, пьющая чай» 1918




Фёдор Григорьевич Солнцев




А. Венецианов «Первые шаги»




Венецианов Алексей Гаврилович «Крестьянка Тверской губернии» 1840-е




Венецианов Алексей Гаврилович «Крестьянка с васильками»




Венецианов Алексей Гаврилович




Тропинин В.А. «Старуха, обрезающая себе ногти» 1840




Тропинин В.А. «Портрет купчихи в синем повойнике» 1830




Венецианов Алексей Гаврилович «Крестьянка, расчесывающая лен (Анисья)» 1822




Венецианов Алексей Гаврилович




Венецианов Алексей Гаврилович «Крестьянка»




Неизвестный русский художник 1-й половины XIX в. «Портрет купчихи из семьи Шубиных в повойнике» 1830-е




Маковский (какой из них, не знаю)




Повседневный головной убор замужней женщины.






Нижняя часть - повойник был очень жёстким, держал форму за счёт бересты, толстой кожи, вставленных внутрь.




Отверстие для волос, собранных пучком.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
 

Сорока - род повязки с твёрдым околышем. Её одевали на повойник. Позже стала самостоятельным головным убором. Украшенная шитьём или драгоценными камнями называлась «саженая». Иногда спереди сороки добавлялась жемчужная подвязь (она же очелы). Если поверх сороки повязывался платок, то она назвалась «сорока с повоем».

Своей конструкцией сорока напоминает современную треугольную косынку (вспомните головные уборы медсестёр первой мировой войны - сорока, только вместо украшения на околыше красный крест)
 



Иван Яковлевич Билибин «Стрельчиха перед царем и свитой»
Иллюстрация к русской народной сказке «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»




Л. Романова «На красный падог - яичек пяток»




К.Е.Маковский «Портрет девушки»




Ярошенко Николай Александрович «Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой» 1886




Иллюстрация из книги Ф.М.Пармона «Русский народный костюм»




Иван Яковлевич Билибин. Иллюстрация к сказку «Белая уточка» 1903




К.Е.Маковский «Девушка в народном костюме»(?)




А.Сахарова «Московский костюм»




В. Суриков «Натурщица в старинном русском костюме» 1882




Андрей Патраков




Сергей Соломко «Молодая женщина в народном головном уборе»




Выкройка «сороки» из журнала «Чудесные мгновения. Русский народный костюм» clickable

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

КИЧКА (кика) - старинный русский головной убор замужних женщин (главным образом в южных губерниях). Отличительной приметой кички были... рога, торчавшие вверх надо лбом/

Кичкообразный женский головной убор был многосоставным:


• «Повойник» (шамшура, самшура, волосник, оповойник, повоец, подубрусник) повседневный нижний (не самостоятельный) головной убор, специальная шапочка, для защиты верхнего убора от загрязнений, и предохранения волос от спутывания.

• «Позатыльник» (позатылень) надевался сзади кички.
«Низаный» бисерный позатылень являлся самой значительной деталью головного убора по размеру, а, следовательно, и по плоскости, занятой орнаментом. Он спускался на шею, на плечи, на спину, часто покрывал лопатки соответственно типу костюма. В ряде случаев с боков спускались дополнительные украшения в несколько сантиметров длины.

• «Начельник» - передняя налобная часть сороки, прямоугольной формы, украшенная вышивкой и шелковыми лентами – «тесьмами». По нижнему краю подбит полоской ткани или шелковой лентой.

• «Кичка» (кика) сам убор, придававший форму всему головному убору. Для этого вставлялись береста, дощечка, толстая кожа, или простегивалось в форме рогов, лопатки, копытца. Так же как и сороки, кички имели позатыльни.

• «Сорока», покрывающая кичку. Сорока повторяла форму кички, но иногда скрывала её рогатость. Имела самые разные конфигурации - полумесяца, обращенного вверх рожками, с одним рогом и вовсе без рогов. В некоторых губерниях бытовал обычай менять длину рогов на кичке в течении всей жизни. Чем женщина моложе - тем рожки меньше. Самые длинные рога были на кичке у старейшей женщины рода.
 
Сборные головные уборы (рогатые кички) носили преимущественно в южных регионах с понёвным комплексом. 



М.П.Клодт (фон Юргенсбург) «Девушка мордовка» 1882







Маковский Владимир Егорович «Свекор» 1888




Максимов Василий Максимович (1844-1911) «Русская крестьянка»1896




Василий Суриков «Портрет молодой женщины в кокошнике» 1892




Фёдор Солнцев




Андрей Ремнёв «Кичка рогатая»




Ф.Г.Солнцев




Ф.Г.Солнцев




В.Е.Маковский «Крестьянка» 1897




С.Соломко «Встреча»
Вязание крючком пинеток от аллы егоровой Вязание крючком пинеток от аллы егоровой Вязание крючком пинеток от аллы егоровой Вязание крючком пинеток от аллы егоровой Вязание крючком пинеток от аллы егоровой Вязание крючком пинеток от аллы егоровой Вязание крючком пинеток от аллы егоровой Вязание крючком пинеток от аллы егоровой